Loading...
Загрузка

20 сентября 2021

Как вежливо отказать работодателю до или после собеседования

Мнение

Читай мнение HR консультанта о том как правильно работнику отказывать работодателю до трудоустройства - читай этот материал

Нужна ли вообще обратная связь работодателю в случае нежелания принимать предложение о трудоустройстве? Ответ дает эксперт, руководитель с 20-летним опытом работы в сфере управления персоналом в коммерческих и бюджетных компаниях, HR консультант – Погорельский Константин.

Как к отказу кандидатов относятся сами HR-ы

В рейтинге наиболее деструктивных моментов работы по поиску персонала на первом месте у рекрутеров стоит отказ кандидата после принятого им предложения о трудоустройстве.

Почетное второе место занимает немотивированное молчание и отказ от коммуникации со стороны кандидата без объяснения причин. Размер оплаты труда и сложные отношения с руководителем идут на гораздо более низких позициях среди причин стресса специалиста по кадрам.

То есть негативное воздействие невозможности выполнения профессиональных обязанностей из-за слабости деловой этики соискателей для кадровика весомее базовых потребностей обеспечения и безопасности.

Почему важно отказать работодателю правильно

Вывод из этого довольно прост – очень сложно рассчитывать на продолжение взаимодействия с компанией в обозримом будущем, если лень обосновывать отказ или нежелание говорить «нет» привели к тому, что вы не уведомили работодателя о своем решении или тем более сбросили входящий звонок рекрутера.

Соискателю иногда может казаться, что, не придя на собеседование, он таким образом просто не принимает никакого решения, на самом деле оно принято – вы решили никогда не взаимодействовать с этой компанией.

Я намеренно обострил ситуацию, но, с моей точки зрения, она выглядит именно так, потому что даже если потом передумаете и вернетесь к предложению и сгладите негатив, осадок все равно останется. Никогда – очень сильное слово, но мне хочется, чтобы ситуация воспринималась именно так.

Как давать обратную связь после оффера

Конечно, есть еще более сильный вариант, когда соискатель дает конфронтационную обратную связь работодателю по типу «я никогда не буду работать в вашей донельзя неприятной компании». Мне лично такой ответ в отличие от молчания нравится больше; он производит впечатление большей осознанности и решительности.

Другой вопрос, нужна ли такая решительность в области трудоустройства? Я помню времена, когда один, самый крупный российский банк обладал не самой завидной репутацией на рынке труда города; работала система массового подбора и такого же массового сокращения. Сейчас это одно из самых лакомых мест для соискателей и как кусают себе локти те, кто давал решительную оценку когда-то.

Поэтому мне кажется, что более лояльные формулировки о несовпадении текущих жизненных планов, более дальновидны, чем прокламации «никогда». Более комплиментарную формулу мы разберем чуть далее, когда обсудим правильно подобранные аргументы отказа.

Как влияет отказ на поиск работы в будущем

Ещё одно соображение про негативный след в «биографии соискательства» заключается во всем большем усилении влияния цифровизации на нашу жизнь. Представьте, как будет смотреться ваше электронное резюме после некоторого числа негативных отметок расстроенных рекрутеров, которые они уже сейчас могут ставить в большинстве баз данных соискателей. Одно утешение – вы останетесь в цифровой памяти навсегда…

Искусство быть вежливым

На самом деле все эти соображения имеют скорее нравоучительный характер; нехорошо вести себя невежливо – это принцип, не нуждающийся в обсуждении, либо вы культурный человек, либо нет.

Не существует реальной кармы, воздающей за неподобающее поведение, в том числе на рынке труда. Я не смогу объяснить пещерному человеку, почему нельзя сморкаться прилюдно; также я не могу рационально объяснить кандидату, почему нужно перезванивать работодателю, так принято делать…

Деловая этика – элемент и отражение культуры общества и можно только сетовать на российский общекультурный уровень. Хорошая новость для деловой этики в том, что это больше навык, и соблюдение элементарных гигиенических норм поведения только улучшит качество ваших социально-значимых коммуникаций. Поэтому общий вывод этой части статьи банальный – если вы культурный человек, то ведите себя вежливо, в том числе и при общении со специалистами кадровых служб, с которыми вас свела жизнь.

Как правильно аргументировать отказ при поиске работы

После обсуждения, почему нужно давать обратную связь работодателю, скажем и несколько слов о том какие аргументы стоит использовать для негативной обратной связи:

  • меня не устраивает система/структура/объем оплаты труда

(возможно, после этого вам предложат такую структуру оплаты, которая составит реальную конкуренцию другим предложениям)

  • мне не подходят условия труда: график, рабочее место, месторасположение, объем командировок

(может быть компания, например, рассмотрит вариант удаленной работы, просто забыла об этом упомянуть ранее)

  • меня не устраивают возможности профессионального развития и карьерного роста

(если вы действительно правильно поняли свои перспективы по этим вопросам в компании)

  • я не смогу справится с предстоящими задачами из-за недостаточного опыта/нехватки компетенций; по иной причине

(вы перекладываете ответственность за создание механизма по преодолению препятствий трудоустройству на компанию; заодно, это и тест на заинтересованность компании в вашем трудоустройстве)

  • мои ценности не совпадают с ценностями компании/с ценностями руководителя

(очень сильный аргумент, которым лучше заменять конфронтацию с работодателем, но в нем нужно точно осознавать, какие именно ценности несовместимы)

Обращаю внимание, что каждый аргумент начинается с личного местоимения – «меня не устраивает…», а не «у вас плохие…». Этим и отличается личное мнение от манипулятивного.

«У вас прекрасная организация, система оплаты труда и ценности, но они не соответствуют моим потребностям…», «дело в моем несовершенстве, а не в вашей совершенной организации…». После таких аргументов оппонент вынужден будет вести дискуссию в цивилизованном русле, если он придерживается правил цивилизации, конечно.

Резюмирую статью кратко: обратную связь по вопросам трудоустройства давать правильно (это соответствует правилам общества); хорошо бы давать эту связь еще и правильно по форме.

Время карьеры
Найти работу мечты
Время карьеры
Зарегистрируйся сейчас и получай информацию об актуальных вакансиях, стажировках, событиях
Регистрация