Какие soft-skills будут цениться работодателями в будущем

Мнение
20 мая 2020
Многие бизнесы сейчас перепрофилируют свою деятельность, делают ставки на новые услуги и другие сегменты аудитории. Запросы на то, какими качествами должны обладать сотрудники, соответственно, тоже меняются.

Сейчас мир стремительно меняется. На рынке труда происходит пересмотр ценностей, с которым необходимо считаться. В приоритете сотрудники, способные быстро сориентироваться в новых реалиях. Работодатели чаще обращают внимание на такие soft-skills, как гибкость и адаптивность, коммуникативные навыки, критическое мышление, креативность, умение работать в команде, искусство ведения переговоров, тайм-менеджмент, навыки разрешения конфликтов, ответственность, рабочую этику. Чтобы убедиться в этом, мы составили подборку интервью с работодателями.

Илья Галкин, Lead IT Recruiter, Леруа Мерлен
«В условиях изменившейся реальности на первый план выходят такие качества, как: ответственность, самостоятельность, обучаемость, тайм-менеджмент и самоменеджмент, навыки конструктивного диалога, способность действовать в условиях неопределенности.
Для того, чтобы успешно действовать в условиях неопределенности, в первую очередь нужно избавиться от перфекционизма — тратьте меньше времени на поиск идеального решения или сбор всех данных, попытайтесь достигнуть баланса между размышлениями и действиями. Визуализируйте ваши проблемы, стройте блок-схемы и ментальные карты для того, чтобы лучше разобраться в них. Пересмотрите свое отношение к критике и неудачам, учитесь на ошибках, превращайте их в опыт и двигайтесь дальше».

Светлана Белодед, руководитель отдела по работе с персоналом QBF
«Наибольший интерес вызывают профессионалы, которые могут самостоятельно себя организовать. Важными мягкими навыками специалистов становятся дисциплинированность и стрессоустойчивость. В постоянно меняющихся условиях необходимы не просто хорошие исполнители – требуются работники с навыками тайм-менеджмента. Ни в коем случае нельзя впадать в панику и депрессию. Работодатели всегда стараются привлечь в коллектив оптимистично настроенных специалистов. Если человек легко выходит из состояния эмоционального равновесия, он обычно является управляемым и ведомым, а это далеко не всегда нравится».

Павел Шинкаренко, основатель и директор по развитию, Solar Staff
«Мы предполагаем, что после снятия карантина многие бизнесы будут адаптировать процессы к использованию удаленных команд. Поэтому, уже сейчас проводим опрос среди своих клиентов – а это около 1500 компаний из 20-ти стран. Мы выясняем какие навыки будут востребованы для управления удаленными командами. По промежуточным результатам лидируют: умение организовать и использовать дистанционные коммуникации; умение выявлять зарождающиеся в команде конфликты, основываясь на переписке в чатах + умение разрешать такие конфликты; умение четко формулировать свои мысли в письменных и устных коммуникациях; умение быстро реагировать и принимать самостоятельные решения, а также навыки управления временем, как собственным, так и членов команды».

Борис Восканов, Deputy Chief Architect, Acronis
«У меня обратное мнение: софт-скилам уделяется слишком много внимания в ущерб хард-скилам. В итоге часто приходится встречать кандидатов, которые отлично рассказывают, коммуницируют, продают, но при этом профессиональных знаний им не хватает. Мне кажется, сейчас как раз период, когда есть смысл поглубже закопаться в той сфере, до которой долгое время не доходили руки. Ведь и в кризис, и не в кризис — в первую очередь ценится глубина знаний и уникальность компетенций».

Вера Наумова, менеджер по организационному развитию по стране, Coca-Cola HBC Россия
«Навыки, на которые мы обращаем внимание при поиске кандидатов — это гибкость и адаптивность. Текущие реалии показали, что на них действительно стоит делать ставку. То, как сотрудники адаптируются к любой нестандартной ситуации, будь то новые условия работы, новый спектр задач в текущей роли или новые обязанности – в долгосрочной перспективе эта гибкость (или же ее отсутствие) играет критичную роль для успеха компании в целом».

Юрий Пеков, директор и сооснователь, Бластима
Сначала надо признать, что работодатели не умеют оценивать софт-скиллс на этапе подбора. Никто не умеет. Все слышали про хитрые тесты — наверное, они успешно работают в «большой тройке» консультантов. Но подавляющее большинство работодателей лишь субъективно оценивают впечатление от собеседований, а по-настоящему проверяют уже после найма, — работой. Софт-скилл, который нравится всем: умение взять сложную задачу, организовать ее ритмичное выполнение без дерганья или напоминаний руководителя, дать результат. Это требует не особого склада ума, а знания методологии и небольшого опыта. Если кандидат придумает, как показать такой скилл в процессе отбора, его ценность вырастет.

По словам официального делегата от России в WorldSkills International Екатерины Лошкаревой, нынешние поколения должны обладать способностью быстро переучиваться, потому что уже невозможно освоить одну профессию на всю жизнь. Современная реальность такова, что очень многие люди за жизнь осваивают две, три и более разных профессий, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям, и весьма вероятно, что в будущем такие люди будут в большинстве.

Ксения Рясова, генеральный директор Finn Flare и Глеб Сахрай, генеральный директор агентства PRT для издания Коммерсантъ:
«Спокойствие, открытость и другие личные качества зачастую гораздо важнее, чем профессиональные. Если у человека есть мозги и желание, он всему научиться, но если у него плохой характер, ты с ним все равно не сработаешься».

«Спокойствие — это, прежде всего, способность абстрагироваться от стрессовых ситуаций. Чем выше позиции человека, тем большее количество плохих новостей подстерегает его в течение дня. Человеку критически важно уметь их «переваривать”. Большинство работодателей стараются быть гибкими как раз в пределах этих 5-10%, чтобы иметь возможность взять на борт особенно понравившихся кандидатов».