Составление сопроводительного письма – важное приложение к резюме, повышающее шансы на трудоустройство. Однако немало студентов считают, что рекрутеры не читают дополнительную информацию. Конечно же, это не так. К составлению сопроводительного письма нужно подходить ответственно, не допуская ошибок. О них и поговорим в этой статье и объясним на примерах.
Не увлекайтесь собственной историей
Каждый соискатель любит рассказать о себе, но не каждый работодатель готов слушать и восхищаться. Зачастую рекрутеру неинтересно читать полноценную историю жизни (если об этом не упомянуто в вакансии). Возможно, непосредственно на собеседовании с работодателем вас попросят рассказать хронологию событий, однако в письме это смотрится неуместно и хвастливо.
«Окончив 11 классов и сдав ЕГЭ на высший балл, я поступил на журналистский факультет, который успешно закончил и…»
Лучше сосредоточьтесь на профессиональных навыках и полезных для компании качествах. В первую очередь топ-менеджеры ждут эффективного сотрудника, а не красивого рассказчика.
«Мне перезвонят, если захотят узнать подробнее» – в корне ошибочное мнение
Пишите конкретно. Склонность к абстрактности отпугивает рекрутеров. Когда работодатель не понимает, что умеет делать будущий коллега, скорее всего он отложит резюме в долгий ящик.
«Я отлично справляюсь с любой работой. Имею обширные познания в IT, много читаю и изучаю. Считаю, что полностью подхожу под эту должность»
К этому пункту относятся шаблонные фразы и приевшийся канцеляризм. Вдохновляться примерами других писем можно, но не стоит адаптировать готовые предложения под любую вакансию.
Рекрутер – живой человек, просматривающий сотни резюме
Избегайте сухости и формализма. Использование одинаковых речевых оборотов утомляет и отталкивает. Помните: сопроводительное письмо – не бюрократическая бумага, а приятная дополнительная информация, раскрывающая вас как будущего работника.
«Алексей, 28 лет. Прошу ознакомиться с моим резюме на должность «оператор кол-центра». Опыт работы – шесть лет»
Формалисткой «болезнью» страдают торопливые люди, относящиеся к сопроводительному письму как к необязательному пункту. Не спешите и уделите этому этапу время.
Избавьтесь от шаблонов, добавьте фактов
Упоминание собственных достоинств и заслуг должно отличаться от других соискателей. И речь вовсе не о «супергеройской» уникальности. Проблема в том, что немало характеристик похожи друг на друга и не подкрепляются фактами.
«Я легко нахожу общий язык, стрессоустойчив, быстро обучаюсь и поддерживаю корпоративные мероприятия»
Подобные фразы встречаются слишком часто, поэтому рекрутер обязательно обратит внимание на качества, подкрепленные реальными примерами. Например, «стрессоустойчивость» можно обосновать кратким случаем в одно предложение.
Не стройте в письме карьерные планы
Не обещайте оставаться во чтобы то ни стало, и не рассказывайте о стремлении к карьерному росту в компании. Громкие заявления отпугнут рекрутера: может сложиться мнение, что как специалист вы не очень, зато обещаете преданность топ-менеджменту.
«Мне очень нравится ваша компания, поэтому я обязательно буду строить карьеру именно у вас»
Возвышенные обещания склонны импульсивным людям, которые редко воплощают их в жизнь. Работодатель ищет конкретного человека, и ему неинтересны карьерные амбиции (по крайней мере пока).
Не рассказывайте о хобби
Сопроводительное письмо раскрывает профессиональные навыки. Увлечения – неформальная информация, не имеющая к работе никакого отношения. В будущем вас попросят рассказать о себе, но сейчас важно сосредоточиться на рабочих задачах.
«Слушаю рок, по вечерам хожу в спортзал, а на выходных посещаю кружок настольных игр»
Однако, если хобби связано с будущей работой, его стоит упомянуть. Например, вакансия ведущего дизайнера отлично подкрепляется любовью к художеству.
Сопроводительное письмо – деловое послание: не злоупотребляйте юмором
В сопроводительном письме лучше вообще не шутить. Вы не знаете рекрутера, его настроение и взгляды, поэтому избегайте юмора, особенно касательно профессиональных навыков. Сопроводительное письмо – деловое послание, в котором юмор неуместен.
«Прекрасно общаюсь с людьми: моя собака вам расскажет»
Правда из этого правила есть одно исключение. Если сама вакансия написана в шуточном стиле, тогда юмор подскажет рекрутеру, что вы на одной волне. Уловите нужную нотку и отвечайте смело в том же ключе.
Не давите работодателю на жалость
Не следует в письме к резюме рассказывать о личных проблемах, жизненных трудностях. Также не следует манипулировать рекрутером и выставлять потенциальный отказ как конец жизни.
«У меня неоплаченная аренда жилья, поэтому срочно ищу работу. Обещаю быть ответственным…»
Работодатель не желает выступать в роли «последней надежды». Описывая жизненные трудности, вы создаете репутацию жалующегося человека. Такие работники не нужны никому.
Пишите о навыках, полезных работодателю
Не следует рассказывать о предыдущих местах работы, не имеющих отношения к будущей. К этому относятся активизм и личные отношения.
«Полностью владею английским языком, имею опыт переводчика и богатое портфолио. Помимо всего, я поддерживаю клуб защитников морских свинок…»
Несколько абзацев письма к резюме должны показать вас как профессионала, который подходит на должность. Вряд ли вашему руководителю интересны аспекты вашей личной жизни. Если только они не перекликаются с миссией самой компанией. Например, будущий работодатель является основателем клуба защитников морских свинок.
Не сравнивайте себя
Если это не упомянуто в вакансии, то не стоит заявлять о своей особенности. Рекрутер сравнивает профессиональные навыки, поэтому не исключено, что нашелся кто-то лучше вас.
«Уверен, я полностью подхожу вам, так как лучше других разбираюсь в системном администрировании»
Работодатель может посчитать вас высокомерным человеком, что в долгосрочной перспективе испортит отношения внутри коллектива.
Не указывайте рекрутеру, что делать
Вы не знаменитость. Ставить условия можно, но если это прописано в вакансии. Уточнить компьютерное обеспечение, рабочую обстановку и прочие нюансы лучше при личной встрече.
«Я – отличный fronted-разработчик с большим опытом. Мне нужен компьютер на RTX 3090 и монитор 34 дюйма, иначе я не смогу комфортно работать»
Время покажет, и если вы стоящий специалист, компания сделает все возможное, чтобы вас удержать, поэтому не стоит спешить с заявлениями.
Следите за грамотностью
Недопустимы орфографические и грубые пунктуационные ошибки, особенно в профессиональных терминах и названии компании. Обращайте внимание на стилистику и грамотное построение предложений.
«Короче, меня все устраивает и я не против даже на переработки. С моим опытом работы все получится и мы сделаем дедлайн»
Некоторые профессии не требовательны к русскому языку, однако всегда приятно иметь дело с грамотным человеком. Не путайте времена и падежи, а также не увлекайтесь разговорной речью, слегном и англицизмами.
Соблюдайте деловой этикет
Обрамляйте предложения в положительный деловой стиль. Рекрутер должен увидеть, что вы серьезный, но в то же время интеллигентный человек, умеющий разговаривать с коллегами.
«Мне не нравится расположение офиса, потому что далеко ехать. Но ничего, я справлюсь»
На собеседовании также придерживайтесь этого правила. Деловое общение — нужный навык.
Не требуйте личной встречи с руководителем
Потребовав встречи с работодателем, вы покажете неуважение к труду HR-персонала и выставите себя как высокомерного человека. Поставив себя перед рекрутером, вы обеспечите отличное собеседование.
«Я уже отправлял резюме, вы его не приняли. Назначьте мне встречу с руководителем»
Не нужно начинать общение с конфликтов. Найм в компаниях происходит по определенному алгоритму и общение с HR-ом, чаще всего, обязательный этап. Аргументировано укажите, почему рекрутер не прав в своем отказе и перечислите чем подходите на вакансию.
Пишите то, чего нет в резюме, а лучше… соберите все лучшее и нужное
Повторение слов раздражает и обесценивает смысл отдельных частей. Увидев одинаковые предложения, рекрутер может пропустить действительно важное описание навыков. Структурируйте и выделите только важные факты о себе и только ту информацию, которая относится к этой компании и к этой должности. Потратив немного больше времени на подготовку сопроводительного письма, вы непременно выиграете, повысив шансы на трудоустройство.
Сопроводительное письмо – необходимый элемент для трудоустройства на необходимую должность. Рекрутер, а затем и работодатель оценят профессионализм, грамотность, полезность и сильные стороны личности, если правильно составить дополнительную информацию о себе.